Секретарь комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности Роман Костенко:
По поводу признания Крыма де-юре — когда нам начинают говорить, что мы с этим не соглашаемся, спрашивают: «Какая вам разница, вы же его признавать не будете?» При этом сразу пойдут слухи, что будто бы и США признают. Потом, например, Рубио начал объяснять, что «вы не должны этого делать, только мы имеем право». Это, конечно, мало всех успокоило.Но мы должны понимать последствия: с 2014 года, когда Россия оккупировала Крым, вокруг этого строилась санкционная политика против России, которая фактически снижала и душила её экономику. После 2014-го по 2022-й санкции только усиливались, они были построены вокруг Крыма.
Если США признают Крым де-юре, вся санкционная политика снимется, и Россия сможет восстановить свою экономическую деятельность. Это очень нужно России, потому что она сейчас сильно экономически ослаблена. Тогда в Россию пойдут деньги, и она сможет накопить военные арсеналы, готовиться к войне и, возможно, её продолжить.
Кроме того, это означает де-факто признание территорий Херсонской и Запорожской областей. В юридическом плане «де-факто» — это ситуация, когда реально владеют территорией, несмотря на отсутствие официального признания. Сейчас все понимают, что Россия оккупирует эти наши территории — и мы де-факто признаём, что происходит оккупация, хотя не признаём, что эти территории являются частью России. Мы это не признаём, и нет смысла в таком признании.
Также неясно, как это будет происходить дальше. Трамп, например, не просто так выдвигал такие идеи. Мы знаем, что Уиткофф летал к Путину, они разговаривали. План строился именно на требованиях Путина, а не просто так — что американцы что-то дают. Юридическое признание Крыма — это условие Путина, он не просто хочет легализовать территорию, ему нужна отмена санкций. Если США признают Крым, они заставят другие государства последовать примеру, что станет серьёзным вызовом.
Поэтому, когда кто-то говорит «ради Крыма нельзя останавливать войну», надо помнить, что после снятия санкций война может стать более кровопролитной: к России потекут средства, будет больше торговли, и может быть ещё более кровавая война.
Нужно очень осторожно принимать решения, потому что любые решения в дипломатии имеют последствия. За них прежде всего отвечают политики, а во вторую очередь — солдаты на поле боя, которые могут почувствовать экономический рост Российской Федерации.