СИМФЕРОПОЛЬ, 12 мая – РИА Новости Крым. Практически все побережье Черного моря связано с событиями Великой Отечественной войны, и глубины акватории здесь хранят нераскрытые тайны трагедий и побед советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Об этом в эфире радио "Спутник в Крыму" рассказал старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Виктор Вахонеев.
История на дне
По его словам, Черное море хранит тайны не только древних кораблекрушений, но и Великой Отечественной войны. Почти все побережье Черного моря так или иначе связано с ее событиями, поскольку немецкая авиация нанесла здесь большой урон нашему флоту, сказал Вахонеев."Мы составляли когда-то реестр затонувших объектов подводного культурного наследия, и 80% этого реестра, к сожалению, это корабли, суда, плавсредства, затонувшие в период Великой Отечественной войны", – рассказал ученый.
В темных глубинах Черного моря специалисты продолжают обнаруживать разного класса корабли и катера, поскольку в этот исторический период здесь происходило большое количество десантных операций, отметил Вахонеев.
"Один из таких катеров даже был поднят, в последствии отреставрирован, и сегодня он в Эльтигене, в Керчи, стоит в виде мемориала. И таких катеров очень много: торпедные катера, сторожевые. Буквально на днях в Геленджике, где сейчас проходит подводная экспедиция и куда съехались дайверы с разных регионов России, нашли место гибели торпедного катера, затонувшего в 1943-м году", – добавил Вахонеев.
Помимо судов, на дне лежат самые разные самолеты, отметил он.
"Самыми распространенными оказались Ил-2 – "летающие танки Победы", - сказал эксперт.
Есть и другие находки, например, американский самолет Curtiss P-40 Kitty Hawk – одна из тех летающих машин, что была передана Советскому Союзу США по ленд-лизу, а также американские истребители Airаcobra, сказал Вахонеев.
"И немецкие самолеты мы исследовали. К примеру, в акватории Тарханкута несколько лет назад нашли бомбардировщик Henkel. В другом самолете был кожаный чемодан, а внутри полетные карты достаточно большого масштаба, фольгированные, с разнообразными пометками. Позиции и укрепления были обозначены. Но основная их задача была – прокладка авиационных маршрутов. Такие находки тоже есть", - говорит Вахонеев.
Во время экспедиций, работы дайверов и глубоководной подводной техники ученые скрупулезно фиксируют все находки, чтобы восстановить ход событий.
"Это не только номера двигателей, каких-то деталей, но иногда бывают и личные предметы, какие-то гравировки на них", – отметил Вахонеев.
Табу для науки
Однако, несмотря на научный интерес, стремление восстановить все вехи истории и даже простое любопытство, есть у ученых незыблемое правило, когда дело касается подводной находки, связанной с трагедией Великой Отечественной, подчеркнул он."Должны ли мы вскрывать и входить в трюмы, в каюты? Стоит ли это делать? Однозначно хочу сказать, что среди нашего научного профессионального сообщества мы считаем, что это табу. Это большие братские могилы, которые мы зафиксировали, осмотрели, сделали трехмерную модель – и все. Ничего оттуда не поднимать, все оставить на своих местах. Потому что для нас это большая трагедия и боль. И, наверное, и сейчас наше общество, и возможно, наши дети и внуки еще будут не готовы", - говорит эксперт.
Среди таких тяжелых находок – теплоход "Армения". В ноябре 1941-го санитарное судно эвакуировало раненых и медицинский персонал из Крыма, было обстреляно немецкой авиацией, затонуло у берегов Ялты в считаные минуты и погребло с собой на дне, по разным данным, от 4-5 до 8-10 тысяч человек.
В 2020 году его обнаружили специалисты Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ при поддержке сотрудников Центра подводных исследований (РГО), рассказал Вахонеев:
"Делом чести было его найти. И Министерство обороны РФ поставили такую задачу. И было множество экспедиций, каждый год привлекались очень серьезные силы и средства. А это как поиск иголки в стоге сена: небольшой корабль на глубине 1,5-2 тысячи метров. Колоссальная работа. И с ней справились. Нашли, идентифицировали "Армению" и даже подняли с нее колокол, который в Ялте в качестве мемориала был установлен".
Еще одна из сравнительно недавних таких находок – подводная лодка ЩА-216, затонувшая недалеко от мыса Тарханкут в феврале 1944 году, за три месяца до полного освобождения Севастополя и всего Крыма, после атаки немецких кораблей-охотников за подлодками.
"Мы нашли ее и опустились. Снаружи всю ее оплыли, сделали трехмерную реконструкцию. Попытались восстановить последние моменты, определили, куда попала бомба, где был взрыв. И увидели, что вся винторулевая группа стоит на всплытие. Это означает, что, когда лодка пыталась скрываться от преследований, она сначала заглубилась. А когда рядом взорвалась бомба, повредив часть обшивки, началось затопление отсеков, и командир корабля дал команду на всплытие. Но, к сожалению, вода слишком быстро прибывала", - рассказывает Вахонеев.
Соблазн вскрыть подлодку, найти документы, предметы экипажа, был слишком велик, признается он. Но этический момент все же возобладал:
"Мы все же оставили ее и объявили тоже братской могилой".
Находки будущего
Но есть еще немало мест различных крушений, о которых известно, но до сих пор не обнаружили точных координат, говорит эксперт."Это - находки будущего. К примеру, немецкие корабли, которые в 1944 году эвакуировали технику, чтобы дальше нанести вред нашим наступающим войскам, а мы их множеством потопили. Это наши советские подлодки Д-4 и Л-23", – перечисляет Вахонеев.
По его словам, среди представляющих для науки особый интерес находок – лидер эскадренных миноносцев "Харьков" и два эсминца, которые были потеряны при попытке совершить рейд из Туапсе и к берегам Крыма, чтобы совершить обстрел немецких позиций и вернуться.
"И под Феодосией, не доходя до Керченского пролива, их заметила немецкая авиация. Мы сначала сбили немецкий разведчик и постарались подобрать группу летчиков, которая с парашютами спрыгнула. Потеряли время. А потом начали роем заходить немецкие бомбардировщики. Немцы по 10 ? 14 самолетов запускали и потопили наши корабли. И до сих пор они не найдены и, скорее всего, тоже на достаточно серьезной глубине лежат. Но и это мы тоже найдем. Возможно, осмотрим, но больше прикасаться не будем", - заключил эксперт.