История говорит о том, что после присоединения Крыма к Российской империи Южный берег Крыма, благодаря его климату и растительности, очень быстро застраивался. Состоятельные люди, и не только из России, старались приобрести здесь землю под строительство, возвести родовую усадьбу или дворец. В конце XIX века парки в Крыму практически возвели в культ.
Сегодня исторические усадебные сады-парки – национальное достояние. А сады Южнобережья – важная часть социально-экономического развития региона. В любой сезон они неизменно привлекают туристов.
Руководители дворцово-парковых музеев-заповедников Крыма, Санкт-Петербурга, Москвы, представители крымских вузов обменялись в Массандре научными наработками и креативными идеями. Подключились к ним даже эксперты из Франции – из Ассоциации культурного обмена и диалога, а также ассоциации «Королевская долина реки Эр». В рамках ежегодного музейного праздника «Лавандовая рапсодия императорской Массандры» эксперты обсуждали вопросы воссоздания русского сада в контексте национальной истории.
– Россия – это государство-цивилизация, и сохранение элементов культурного кода, особенно наследия, запечатлённого в архитектуре, в ландшафтах, – это важнейшее дело, – отмечает организатор мероприятия директор ГАУК РК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник» Александр Балинченко.
Французский след
Организаторы объясняют, что идея собрать здесь хранителей дворцово-парковых музеев-заповедников возникла, когда туристы и эксперты сравнили Массандровский дворец с замком Шамбор (Ch?teau de Chambord), шедевром архитектуры эпохи Ренессанса во Франции. Он расположен в Королевской долине, или Долине Луары. Во времена французской монархии в долине было построено большое количество замков, служивших резиденциями королей и знати.
– В Массандре чувствуется французский след. Иностранные туристы узнают, отмечают здесь элементы замечательного замка в долине реки Луары. Некоторые называют Массандровский дворец «кляйнэ Шамбор». И в рамках мероприятия Ассоциации сохранения садов и парков в 2019 году в России (в Царском Селе), когда делегация из долины Эр и Луары увидела видеоролики о нашей Массандре, они буквально повскакивали с мест, настолько были впечатлены. В 2020 году нас пригласили во Францию. Конечно, это бесценный опыт, потому что, когда прикасаешься непосредственно к сохранённым памятникам, к сохранённым ландшафтам, становится понятно, что для чего здесь, какие мотивы, чем руководствовались архитекторы, которые создавали Массандровский замок и территорию вокруг него, – отмечает Александр Балинченко.
В рамках нынешнего музейного праздника дворец презентовал новый экскурсионный маршрут «Ароматы императорского сада Массандры». Десятки видов эфиромасличных растений радуют здесь глаз и обоняние.
– Концепция ароматов сада именно потому, что, когда туда заходишь, чувствуются нотки самых разных трав. На территории Крыма этот сад ароматов вообще единственный в своём роде, тем более в императорском дворце, а тем более в музейном учреждении. Есть лекарственные сады, но их чаще можно встретить в крупных учреждениях, таких как музей-заповедник «Царское Село» или «Царицыно», –
отмечает замдиректора ГАУК РК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник» Светлана Верховская.
В поисках эликсира
Сегодня парки, музеи-заповедники России – это не просто туристические объекты, а зачастую полноценные научные центры. Например, Никитский ботанический сад – сотрудничество с ним Массандровского дворца длится более 190 лет!
– Всё, что сейчас видим на ЮБК, мы видим благодаря тем талантливым людям, которые работали с момента основания Никитского сада. Благодаря тому, что столько было привнесено сюда из других регионов, мы сейчас можем гордиться парками Южного берега Крыма, Черноморского побережья Кавказа, парками Грузии, Абхазии, Сочи. Сегодня, собирая со всего мира разнообразие (видов растений. – Ред.), мы изучаем их и создаём экспозиции, которые смогут оценить люди, – говорит замдиректора по научной работе, завотделом технических культур и биологически активных веществ ФГБУ «Никитский ботанический сад – ННЦ РАН» доктор биологических наук Оксана Шевчук.
Например, коллекция ароматических лекарственных растений НБС, которая создавалась с 1812 года, одна из богатейших. В ней около 500 таксонов из многих регионов мира. Проводится большая селекционная работа.
– Мы осваиваем методы молекулярной селекции и методы целенаправленной гибридизации. Коллекция растений постоянно пополняется. Мы привлекаем очень много растений в качестве лекарственного сырья, источников очень ценного эфирного масла для фармакопейной промышленности, а также для озеленения, – отмечает эксперт.
На основе мирта
Простой пример: лекарственное растение полынь эстрагон – источник сырья, который помогает бороться с малярией. Наши учёные создали с ним напиток «Тархун». Эфирные масла цитрального направления (цитраль – компонент эфирных масел с лимонным запахом. – Ред.) могут использоваться в пищевой промышленности. НБС совместно с Северо-Осетинским государственным университетом начал проект по созданию полифункциональных пищевых напитков для улучшения состояния здоровья людей. Ещё один пример прекрасного источника эфирных масел – декоративный мирт.
– Эфирное масло мирта – природный фитобиотик, который можно употреблять даже детям самого младшего возраста. Это то, что защищает наши лёгкие. Совместно с КФУ и с Пятигорской фармакологической академией мы провели испытания спиртовых экстрактов и сиропа мирта, который производится в НБС. Показали его высокую активность. Есть дети, которые болеют таким страшным заболеванием, как муковисцидоз, при котором формируются плёнки, образуемые стафилококком и синегнойной палочкой, и их не разрушают антибиотики. Мы провели на этих детках исследование нашего сиропа и показали, что сироп мирта действует там, где антибиотики вообще не действуют. Надеемся, что благодаря этому растению у нас получится внедрить новый препарат, – говорит Оксана Шевчук.
Пустите божью коровку
И это лишь капля в море предложений, которые разрабатывают учёные, связанные с сохранением и развитием парков, усадеб и садов России.
Если же вспомнить недавнюю эпохальную битву крымских учёных с насекомым-вредителем, повально уничтожавшим ценнейшую растительность ЮБК, то важность исследовательской работы парков в связке с музеями-заповедниками трудно переоценить.
– Сотрудниками НБС, которые занимаются защитой растений, была проведена колоссальная работа. Они буквально спасли парки Южного берега Крыма от инвазивного вредителя. Это был австралийский желобчатый червец, с которым вообще никакие химические методы борьбы не справлялись, – говорит главный хранитель Алупкинского парка кандидат биологических наук Светлана Плугатарь.
В экспедиции по Абхазии учёные раздобыли эффективного энтомофага – божью коровку родолию, природного врага упомянутого насекомого-вредителя.
– Никитский ботанический сад, располагая определённым количеством этих божьих коровок, проводил рассылку по муниципалитетам, паркам и санаториям для бесплатного, безвозмездного внедрения на данных объектах энтомофага. После того как мы получали обратную связь, мы приезжали непосредственно на объект и выпускали особей родолии кардиналис, – отмечает кандидат биологических наук Дмитрий Корж.
Мила ШИПШИНОВИЧ