«Визир», «Оркан», «Катран», «Мурена»: как развивается программа производства безэкипажных катеров РФ

«Визир», «Оркан», «Катран», «Мурена»: как развивается программа производства безэкипажных катеров РФ

В России налажено серийное производство безэкипажных катеров. Об этом заявил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. По его словам, эту технику получают ВС и силовые ведомства РФ. В конце августа российский БЭК затопил разведывательный корабль «Симферополь» ВМС Украины в устье Дуная, об этом сообщало Минобороны РФ. В последние годы изготовлением дистанционно управляемых платформ занимаются как государственные организации, так и народный ОПК. По мнению экспертов, перед Россией открываются широкие перспективы использования БЭКов для ударов по противнику, разведки, патрулирования, доставки грузов, поиска боеприпасов и прорыва минных заграждений.

    Российские предприятия наладили серийное производство морских безэкипажных катеров (БЭК). Об этом в интервью генеральному директору ТАСС Андрею Кондрашову заявил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.

    «Да, конечно, есть, и по широкой линейке, которая производится серийно. Они постоянно дорабатываются, модернизируются. Ряд образцов определённое время назад был продемонстрирован нашему президенту», — рассказал Мантуров.

    По его словам, изготовлением БЭКов занимаются как государственные, так и частные организации. Получатели катеров — ВС РФ и силовые ведомства. Как отметил Мантуров, данный тип техники активно используется «для выполнения специальных задач».

    В конце августа министр обороны РФ Андрей Белоусов посетил Военный университет имени князя Александра Невского, где ему доложили об обучении курсантов эксплуатации безэкипажных катеров.

    Также по теме «Визир», «Оркан», «Катран», «Мурена»: как развивается программа производства безэкипажных катеров РФ Морской «Одуванчик»: Минобороны РФ получит первый безэкипажный катер для испытаний в зоне спецоперации Первый российский безэкипажный катер для Минобороны РФ построен, его отправят на испытания в зону СВО, сообщил журналистам управляющий...

    Ранее о поставках БЭКов говорил и помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев. В январском интервью «Российской газете» он обратил внимание на то, что на фоне проведения СВО объём производства безэкипажных катеров существенно увеличился.

    «Могу сказать, что ВМФ России уже сегодня оснащается безэкипажными катерами. Их производство значительно увеличено с учётом опыта специальной военной операции», — рассказал Патрушев.

    Точно и дёшево

    В текущем году Минобороны несколько раз сообщало о применении БЭКов. В феврале экипажи морских тральщиков «Яков Баляев» и «Пётр Ильичёв» Тихоокеанского флота использовали экипажный катер «Сканда» для поиска и обезвреживания морских мин.

    «В акватории Авачинского залива тральщики отработали задачи контрольно-разведывательного поиска мин условного противника. Личный состав МТЩ «Пётр Ильичёв» в ходе проделывания прохода в районе с минной опасностью сначала применил автоматический комплекс по поиску и обнаружению мин «Диез» и гидроакустическую станцию «Ливадия», после чего спустил на воду безэкипажный катер «Сканда», — отметили в военном ведомстве.

    Применение БЭКа позволило через видеотрансляцию идентифицировать обнаруженные плавающие мины. После этого они были уничтожены из артиллерийского комплекса АК-306.

    Летом Минобороны рассказало о применении неназванного безэкипажного катера для удара по кораблю условного противника в ходе учения «Июльский шторм». Удар дистанционно управляемой платформы вызвал мощнейший взрыв.

    «Силы Балтийского флота уничтожили корабль условного противника комбинированным применением беспилотных морских систем. В ходе учения были задействованы несколько различных типов кораблей, вертолёты морской авиации, беспилотные летательные аппараты и безэкипажные катера», — заявили в министерстве.

    В начале августа ведомство опубликовало кадры применения БЭКа на Днепре как средства доставки различных грузов. Эту работу выполняют подразделения тылового обеспечения ульяновских десантников.

    С помощью автономных плавсредств на электротяге перевозятся боеприпасы, вода, продовольствие, источники питания. Подчёркивается, что такой способ транспортировки позволяет «безопасно доставить полезный груз передовым подразделениям, не подвергая опасности личный состав».

    28 августа Минобороны России сообщило о боевом применении БЭКов в устье Дуная. Там ударами быстроходных безэкипажных катеров был затоплен средний разведывательный корабль «Симферополь» ВМС Украины. Объективный контроль поражения выполнялся с БПЛА.

    По данным «Военной хроники», это стало первым боевым применением российских БЭКов.

    «РФ отрабатывает применение морских дронов как нового (для себя) инструмента войны. Дунайская дельта — удобный полигон для проверки таких решений в реальной боевой обстановке. Интересно, что первое боевое применение состоялось практически ровно месяц спустя после учений «Июльский шторм», где применение таких БЭКов было показано публично», — отмечается в Telegram-канале.

    «Симферополь» находился в районе Вилково Одесской области — наиболее узком месте устья Дуная, пишет «Военная хроника». Российские БЭКи попали туда через Чёрное море — их применение авторы считают более целесообразным, чем использование дорогостоящего ракетного вооружения.

    «В устье Дуная действуют катера и патрульные корабли ВМСУ, для которых использование сверхзвуковых противокорабельных ракет было бы избыточным и неоправданно дорогим. БЭКи решают задачу точечно и в десятки раз дешевле», — отмечает канал.

    Широкий функционал

    За последние годы государственные и частные организации создали несколько типов автономных плавсредств. Так, летом прошлого года «Рособоронэкспорт» на Международном военно-морском салоне «Флот-2024» продемонстрировал безэкипажные катера «Визир», «Оркан», БЭК-1000.

    «Визир» — это многофункциональная безэкипажная роботизированная платформа на основе российских комплектующих и материалов. Катер способен перевозить различную полезную нагрузку, а также малогабаритные АНПА (автономные необитаемые подводные аппараты. — RT) и БЭК», — говорится в Telegram-канале «Рособоронэкспорта».

    «Визир», «Оркан», «Катран», «Мурена»: как развивается программа производства безэкипажных катеров РФ
    • БЭК «Визир»
    • © KMZ

    «Визир» был разработан Кингисеппским машиностроительным заводом (КМЗ, входит в концерн «Калашников»). Платформа способна перевозить более 1 т полезного груза. БЭК может развивать скорость до 80 км/ч и преодолевать до 600 км на малом ходу. При потере связи катер может самостоятельно вернуться в точку запуска.

    В свою очередь «Оркан» представляет собой универсальную роботизированную платформу. В «Рособоронэкпорте» достоинствами изделия называют низкую заметность, высокую скорость, превосходную манёвренность и широкую интеграцию технологии искусственного интеллекта.

    БЭК способен разгоняться до 40 узлов (до 74 км/ч) при дальности не менее 500 км. На море «Оркан» может применяться при волнении до трёх баллов.

    Про «БЭК-1000» в открытом доступе не так много информации. По данным «Рособоронэкпорта», на катер может быть уставновлена полезная нагрузка различного назначения массой до одной тонны. Длина платформы составляет 7 м.

    Также в создание безэкипажных катеров вовлечён народный ОПК. Как сообщил в мартовском интервью RT разработчик БЭК «Катран», российские волонтёры планируют наладить масштабное производство этого катера.

    Главной особенностью «Катрана» является лёгкий ударостойкий корпус, позволяющий преодолевать самое сильное волнение. БЭК способен выполнять широкий функционал: патрулирование, разведка, радиолокационное наблюдение, логистика, нанесение ударов, в том числе с помощью FPV-дронов. Управлять платформой можно на дальности до 1 тыс. км.

    «На «Катран» можно установить широкую номенклатуру полезной нагрузки, приспособив его к выполнению чрезвычайно разнообразных задач в речных пространствах, в том числе в узостях и морских территориальных водах. Это патрулирование, охрана, радиолокационное наблюдение, ретрансляция, траление, минирование, поисково-спасательная работа и даже эвакуация раненых», — пояснил разработчик.

    Ещё одним изделием народного ОПК является БЭК «Мурена-200с» тульского КБ «Центр беспилотных систем». Дальность хода катера достигает 500 км. Кроме того, беспилотная платформа способна выполнять функции камикадзе и носителя FPV-дронов.

    «Боевая комплектация зависит от задач. На платформе можно установить боевые модули и средства радиотехнической разведки или разместить взрывчатку массой до 250—350 кг. На наш взгляд, «Мурена» может стать ещё и носителем БПЛА, в частности FPV-дронов. На Чёрном море, например, такой катер будет хорошим помощником флота в истреблении вражеских БЭК», — заявил ранее RT разработчик катера.

    Максимально эффективные

    Как подчеркнул в беседе с RT военный обозреватель Александр Зимовский, у российских БЭК есть потенциал многофункционального применения. Помимо задач поражения, они способны вести разведку, наблюдение, патрулирование в прибрежных и речных районах, контролировать подходы и маршруты снабжения, доставлять небольшие грузы и боеприпасы.

    Кроме того, эксперт считает перспективным оснащать БЭКи дистанционно управляемым вооружением и FPV-дронами. По его словам, запуск беспилотников с воды обеспечивает скрытность и непредсказуемость таких действий для противника.

    «Эффективность БЭКов максимальна в прибрежных, речных и дельтовых зонах, где узкие каналы, и естественные препятствия затрудняют противодействие врага. В открытом море эффективность снижается из-за дистанции и погодных условий. В условиях СВО наиболее рациональны для применения южные и юго-западные направления с густой сетью водных артерий, позволяя создавать локальные очаги давления на противника», — подчеркнул Зимовский.

    Как отметил в разговоре с RT эксперт в области беспилотных систем, руководитель информационно-аналитического центра «Новые технологии» Денис Федутинов, безэкипажные катера могут применяться и для прорыва минных заграждений. Часть БЭКов подрывает, остальные — направляются к защищаемой чувствительной цели, добавил специалист.

    Как считает Федутинов, автономные платформы могут быть задействованы для нарушения морских коммуникаций через порты Одесской и Николаевской областей. Вместе с тем БЭКи не стоит воспринимать как некое «супероружие».

    «Наибольшая результативность использования безэкипажных катеров достигается их сочетанием с другими средствами вооружения и военной техники. Наряду с этим, как и дроны, БЭКи должны динамично совершенствоваться», — уверен аналитик.

    По словам экспертов, Россия пока только учится применять такие катера в бою, но уже сейчас можно говорит о том, что такая техника способна решать широкий круг задач в зоне СВО.

    Источник: RT на русском

    Топ

    Лента новостей