К сожалению, масштабное строительство в Крыму сейчас не обходится без двух вещей – вырубки деревьев и сноса уникальных мозаичных панно. Первыми жертвуют ради прокладки новых и расширения старых дорог, вторые исчезают вместе с остановочными павильонами, фасадами ремонтируемых зданий, идущими под снос корпусами санаториев. Но если компенсационная высадка деревьев предусмотрена законом, то перенос мозаик – нет.
ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОД КРЫМА
Крым теряет один из своих туристических брендов. И это не громкие слова: рисунки мозаичных панно для общественных пространств утверждала специальная художественная комиссия, и работы принимались по конкурсу. Античные сюжеты, обитатели моря, народный фольклор и прославление человека труда – такой интерьер сопровождал отдых советского гражданина и ассоциировался с Крымом.
Птицы, зверьки, сады - классические сюжеты крымских мозаик. Фото: Фотопроект «Крымская остановка»
Сейчас многие курорты восстанавливают «туристический код», но мозаичные панно почему-то из него выпали. И в принципе, являясь произведением искусства, официально никак не обозначены. Только семь остановочных павильонов с мозаиками вдоль трассы Ялта-Севастополь признаны объектами культурного наследия. Чтобы спасти остальные, пять лет назад неравнодушные крымчане создали общественную инициативу «Крымская остановка»: если не получится спасти мозаики, хотя бы их описать и зафиксировать на фото с указанием автора.
- «Крымская остановка» – это часть культурного кода, как и мозаичные панно на плоскостях, стелах арт-объектах, - уверена председатель КРО «Союз дизайнеров России» Ольга Степанова. - За 5 лет мы зафиксировали 167 остановок, из которых более 100 мозаичных: из смальты, плитки и натурального камня.
Знаменитый алуштинский кит - это тоже пример монументального мозаичного искусства
Анна КИРИЕНКО
Благодаря этой работе сохранились фотоснимки уникальных остановочных павильонов в Массандре, Верхней Кутузовке, Аэрофлотском, Приятном Свидании, Новопавловке и Школьном. Но просто фиксировать произведения искусства перед их гибелью активистам показалось мало – они стали добиваться сохранения остановок и их восстановления в первозданном виде. Ведь у проектировщиков и дорожных строителей нет цели уничтожить то, что ценно – достаточно внести соответствующие требования в техзадание к проекту. Так удалось спасли три остановки при расширении дороги Алушта-Ялта.
Остановка "Олива" получила охранный статус и нуждается в восстановлении. Фото: Фотопроект «Крымская остановка»
- В Воронцовском парке недавно снесли остановку, за которую мы вообще не переживали. Под большим вопросом остановочные павильоны в зоне строительства проекта «Золотые пески». И вопрос, что с ними делать? Как продвинуть эту тему до создания системы спасения крымской мозаики, которая кроме эстетики и искусства отражает суть крымской земли? Это часть нашего туристического кода! И может представлять интерес как объект показа, - считает Степанова.
ЦЕННОСТЬ НА СЛОВАХ, НО НЕ НА БУМАГЕ
Сохранность мозаичных панно целиком и полностью лежит на владельцах объектов. Остановками общественного транспорта на междугородних маршрутах заведует «Крымавтодор», внутри городов это забота администраций. И если с государственными структурами общественники находят общий язык, то с частными владельцами взаимопонимания нет. Эмоции и переживания об уничтожении крымского колорита в смету не внесешь, нужны юридические основания.
Остановку в Виноградном спасти не успели. Фото: Фотопроект «Крымская остановка»
Год назад, несмотря на протесты общественности, в Евпатории снесли стену с мозаичным панно бывшего пансионата «Родничок». Мозаика с изображением танцующих гуцулов, как и сам пансионат, не вписались в проект нового ЖК. И пока евпаторийцы обращались к главе Крыма и ждали реакцию регионального Минкульта, рабочие разбили мозаику вместе со стеной. По такому же принципу в Джанкое зашили утеплителем монументальное панно на стене Центра культуры и досуга, которое увековечивало строительство Северо-Крымского канала.
- Есть общественная инициатива, активисты, но системного подхода нет, - считает депутат горсовета Евпатории Роман Юхненко. – Мы в Евпатории предложили 14 мозаичных панно передать под охрану государства, и республика готова. Но там много нюансов, нужно время. А оно работает не на сохранность объектов.
Так, вместе со зданием кинотеатра «Космос» в Симферополе кануло в лету мозаичное панно из натурального камня, посвященное выходу человека в открытый космос. Неизвестно, в каком состоянии шесть мозаичных фонтанов санатория «Мисхор», где сейчас идет снос старых корпусов для строительства новых. На очереди огромное панно из натурального камня флорентийской мозаики санатория «Гурзуфский», где тоже намечается масштабная переделка.
Остановка "Старый Крым" осталась только на фото... Фото: Фотопроект «Крымская остановка»
- Объектов очень много, и если специалисты видят в них ценность, то обыватели - нет. Куда их переносить и за чей счет? Застройщик пару миллионов на консервацию и сохранение не выделит. Любой собственник не захочет брать на себя ограничения, а законодательных обременений у него нет, - поясняет Юхненко.
ЧТОБЫ СЕРОЕ СДЕЛАТЬ ЯРКИМ
Во многих городах России мозаики соцреализма находятся под охраной, обязывая собственников зданий и объектов следить за их состоянием и не допускать разрушения. В Москве гражданская инициатива выступает за сохранение дореволюционных мозаик, витражей и даже советских рекламных вывесок.
Остановка "Приятное свидание" утрачена. Фото: Фотопроект «Крымская остановка»
- В СССР были идеологические мозаики. В Крыму – птички, зайчики, дельфины, крабы, дети, античные персонажи. Не за все, но за некоторые объекты надо биться, - считает член Союза художников-мозаичистов России Игорь Гладких. – Есть опыт других регионов по переносу мозаичных панно на монтажную пленку. Но нужно принимать решение, чтобы подобные работы учитывались при проектировании частных объектов и общественных мест.
Кусок стены с мозаикой из натурального камня уже сувенир
Анна КИРИЕНКО
Сейчас идет сбор средств на спасение двух панно пансионата «Алмазный» в Евпатории. Владелец намерен снести здания вместе с произведениями соцреализма, и по подсчетам специалистов, для начала нужно собрать 330 тысяч рублей. Но это единичный случай, общественными сборами все мозаичные панно не спасти. Тем более, что все и не нужно – далеко не каждое представляет собой произведение искусства. Определить ценность поможет общественная экспертная группа, по следам которой уже пойдет комиссия Госкомитета охраны культнаследия для придания охранного статуса уникальным объектам.
Восстановленный павильон может выглядеть так. Фото: Фотопроект «Крымская остановка»
Но дело это не быстрое. Особенно, если учесть, что аккредитованных специалистов по мозаичным панно в стране около десятка. И пока они вынесут свой вердикт, часть объектов будет безвозвратно утрачена. Тогда как благодаря общественной инициативе они могут украсить новые подпорные стены трассы Алушта-Ялта или объездной Симферополя, чтобы проезжающие мимо жители и гости Крыма любовались этими шедеврами монументального искусства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Спасти и сохранить: в Крыму собирают деньги на перенос мозаики с санатория, идущего под снос
В Крыму общественность пытается спасти советскую мозаику со стены санатория (подробнее)