Как и сам Севастополь, история Приморского бульвара начинается с флота. В первой половине XIX века на его месте от Графской пристани до современного Дворца детского и юношеского творчества простиралась трёхъярусная Николаевская батарея.
ОЛЬГА БОГАЧЕНКО, заведующая отделом экскурсионной работы Музея Обороны Севастополя: «Это была самая крупная береговая батарея в Севастополе длиной 500 метров. Она была построена в 1840 году и находилась здесь в течение 16 лет. В конце Первой обороны Севастополя её пытались взорвать русские войска перед отходом на Северную сторону, но безуспешно. Удалось это французам в январе 1856 года».
СТЕПАН САМОШИН, основатель сообщества «Архитектура Севастополя»: «Здесь надо сказать, что Севастополь после Крымской войны пребывал лет 20 как бы как в летаргическом сне, потому что Россия была лишена права возрождать Севастополь как военно-морскую крепость. Торговли здесь тоже не было. Население города сократилось в несколько раз. Это место представляло собой печальные развалины, где бегали крысы, ютились всякие тёмные личности, куда лучше бы вообще не показываться приличным людям. Но после 1775 года, когда у нас был открыт коммерческий порт со стороны железной дороги, город стал стремительно возрождаться».
Можно сказать, что Приморский бульвар стал одним из символов возрождения Севастополя после Первой обороны. Инициатором его создания был городской голова Фёдор Еранцев. Кстати, именно его именем севастопольцы несколько десятилетий называли Приморский – Еранцевским садом.
ОЛЬГА БОГАЧЕНКО, заведующая отделом экскурсионной работы Музея Обороны Севастополя: «И только спустя 28 лет после окончания Крымской войны эта территория была передана военным ведомством городу для устройства бульвара. И то передали её первоначально во временное пользование, и за военным ведомством сохранялось право вернуть этот участок земли».
Работы здесь начались в 1884 году. Процесс был весьма трудоёмким: прежде чем приступить к устройству бульвара, необходимо было разобрать развалины батареи.
СТЕПАН САМОШИН, основатель сообщества «Архитектура Севастополя»: «Вот сейчас 140 лет спустя нам представить сложно, насколько это была непростая работа. Ведь это просто скала и каменные руины разбитого форта. Вся земля привозная. Эти деревья нужно было не только посадить, за ними нужно было ухаживать. А ведь это пресная вода, которая нужна была для полива. У нас в городе для питья её не хватало. Была история, когда городская управа обратилась с просьбой к Черноморскому флоту, чтобы сюда пригнали баржу с пресной водой из Чёрной речки».
Торжественное открытие нового бульвара состоялось в 1885 году – 30 августа (11 сентября по новому стилю). Для 130 рабочих накрыли столы, вечером устроили народные гулянья и фейерверк. Сегодня уютный и тенистый, тогда Приморский ещё не мог похвастаться раскидистой зеленью, зато здесь были разбиты красивые дорожки и богатые клумбы, построен деревянный мостик.
СТЕПАН САМОШИН, основатель сообщества «Архитектура Севастополя»: «Вообще он был деревянный изначально, и он построен просто для красоты или чтобы красиво гулять. В принципе, можно было без него обойтись, сделать просто плавный спуск к воде. Но здорово же под ним пройти, сверху. Он ветшал постепенно, и к 1905 году было решено его перестроить в камне. Автор проекта – техник-землемер городской управы Матвей Вербицкий. Здорово и замечательно, что во время Великой войны он хоть и пострадал, но избежал прямых попаданий снарядов и бомб. Так что с такими каменными заплатами и с небольшими изменениями, но дошёл до нас».
ОЛЬГА БОГАЧЕНКО, заведующая отделом экскурсионной работы Музея Обороны Севастополя: «Здесь в те времена находилась специальная площадка, на которой можно было поиграть в кегли, покататься на горке, на качелях. Под специальными навесами, лёгкими были мячи, кольца и кубики для детей. Путешественник, посетивший Севастополь в конце 1880-х годов, писал о бульваре, что здесь совершенно нет тени, но очень много цветов, и растительность лишь начинает прививаться. Но зато теперь это однозначно самый элегантный, самый красивый и самый изящный из русских бульваров».
Из-за отсутствия тени, днём здесь мало кто гулял, зато по вечерам Приморский оживал. Здесь устраивались гуляния, лотереи, фейерверки, играл военный оркестр. Приобщиться к этому великолепию можно было, купив входной билет – от 5 до 10 копеек в разное время. Часть средств шла на благотворительность, и в целом, благотворительные мероприятия в дореволюционный период были важной частью жизни Приморского.
СТЕПАН САМОШИН, основатель сообщества «Архитектура Севастополя»: «Обычно за одно такое гуляние могли выручить 1000, 1500 рублей. Ну, это довольно много. Например, в начале прошлого века за 1500 можно было купить маленький домик на Корабельной стороне. То есть это уже как бы миллионы на наши деньги. А однажды, когда шла Первая мировая война, в 1916 году было устроено гуляние в пользу увечных воинов и семей погибших воинов на фронтах Первой мировой. Тогда собрали больше 10 тысяч. Но оно длилось, правда, три дня, и всё это проходило на так называемом Малом Приморском бульваре, где сейчас Екатерининский сквер».
Со временем, на бульваре начали возводить здания: яхт-клуб и ресторан, летний городской театр, биологическая станция с аквариумом, летняя эстрада. Приморский продолжал развиваться вместе с Севастополем.
ОЛЬГА БОГАЧЕНКО, заведующая отделом экскурсионной работы Музея Обороны Севастополя: «К 50-летию Первой обороны Севастополя планировка и оформление бульвара были завершены. В 1905 году был установлен Памятник затопленным кораблям. Тогда же установлена плита с надписью «Начало плавучего моста через рейд. Набережная бульвара была тоже дооформлена. В годы Великой Отечественной войны бульвар пострадал, но сразу после освобождения Севастополя эту территорию расчистили от камней и мусора, и в 1949 году приступили к реконструкции Приморского бульвара».
СТЕПАН САМОШИН, основатель сообщества «Архитектура Севастополя»: «До этого он заканчивался на бывшей Корниловский площади, то есть площадка перед нынешним Дворцом детского и юношеского творчества. А дальше по обеим сторонам это была застройка Нахимовского проспекта и набережная Корнилова. Все эти здания и хорошо, и плохо сохранившиеся, было решено снести, чтобы продлить Приморский бульвар. И, кстати говоря, там чувствуется уже другой стиль. Там прямые дорожки под прямым углом очерченные, и красиво его завершает главный фасад театра имени Луначарского. Такая каменная, роскошная кулиса».
Приморский бульвар стал одним из символов Севастополя не только исторически и архитектурно, но и по духу. Разбитый буквально на руинах разрушенной врагом батареи, на скале, где ничто не должно было прорасти, он стал самым элегантным и изящным общественным пространством своего времени. Как и наш город, несколько раз возрождённый из камней и пепла, он стал знаком того, как преданность своей земле и несгибаемый дух севастопольцев преодолевают ненависть и разрушения, как любовь и жизнь побеждают смерть. В день открытия Приморского «Севастопольский справочный листок» опубликовал следующие строки:
«Где некогда были ряды батарей,Где сотни орудий огонь изрыгали,
Где кровь проливалась Руси сыновей
И где беззаветно они умирали,
Там ныне из пепла и груды камней,
Как бы мановением невидимой силы,
Взросла, зеленея, сеть клумб и аллей,
Прикрывши собою героев могилы».
Екатерина Костенникова, Александр Устич, Анатолий Паньков, «Севинформбюро»