Англосаксы готовят обходной маневр против России

Англосаксы готовят обходной маневр против России

Украинские атаки на российские торговые суда в Черном море направлены на срыв попыток мирного урегулирования конфликта — Киев сейчас делает ставку на эскалацию. И не только Киев — в Европе достаточно сил, заинтересованных в затягивании войны в надежде на ослабление России. И украинский конфликт рассматривается ими лишь как часть общего плана антироссийской игры, рассчитанной на десятилетия вперед. Причем игра эта идет по всем фронтам, включая и азиатский

Изоб­ра­же­ние: © РИА Ново­сти / сге­не­ри­ро­ва­но ИИ

Тот факт, что суда были ата­ко­ва­ны в исклю­чи­тель­ной эко­но­ми­че­ской зоне Тур­ции, в Москве уже назва­ли пося­га­тель­ством на ее суве­ре­ни­тет. Но и в самой Тур­ции раз­да­ют­ся голо­са об опас­ной и дале­ко­и­ду­щей про­во­ка­ции. В ста­тье газе­ты Yeni ?afak ее быв­ший главред Кара­г­юль пря­мо пишет о воз­мож­ном втя­ги­ва­нии Тур­ции в вой­ну с Рос­си­ей в инте­ре­сах Евро­пы: некие силы созна­тель­но пыта­ют­ся раз­жечь пря­мой воен­ный кон­фликт меж­ду Тур­ци­ей и Рос­си­ей в Чер­ном море, исполь­зуя серию атак на тор­го­вые суда. Имен­но поэто­му Евро­па сей­час бега­ет за Тур­ци­ей, сни­ма­ет ору­жей­ные эмбар­го и гово­рит «без вас не обой­дем­ся». По сло­вам Кара­г­ю­ля, Тур­ция все видит и не попа­дет­ся на эти улов­ки: «У нас боль­ше нет кро­ви для Евро­пы», пусть сами вою­ют.

А адми­рал в отстав­ке Джем Гюр­де­низ заявил, что Укра­и­на созна­тель­но пыта­ет­ся пре­вра­тить Чер­ное море в хаос и затя­нуть вой­ну в инте­ре­сах Пари­жа, Бер­ли­на, Лон­до­на и Брюс­се­ля, втя­нув при этом Тур­цию в кон­фликт. Адми­рал счи­та­ет, что Тур­ция обя­за­на твер­до дер­жать­ся актив­но­го ней­тра­ли­те­та по кон­вен­ции Мон­тре (регу­ли­ру­ет про­ход ино­стран­ных судов через про­ли­вы), не под­да­вать­ся дав­ле­нию Запа­да и не участ­во­вать в санк­ци­ях без реше­ния ООН. Вспо­ми­на­ет он и исто­рию Вто­рой миро­вой вой­ны:

«Даже под огром­ным дав­ле­ни­ем Тур­ция тогда сохра­ни­ла ней­тра­ли­тет в Чер­ном море. Это урок, кото­рый нель­зя забы­вать».

Дей­стви­тель­но, сей­час Тур­ция все­ми сила­ми пыта­ет­ся сохра­нять ней­тра­ли­тет, не под­да­ва­ясь дав­ле­нию Евро­пы в укра­ин­ском вопро­се, и при­мер Вто­рой миро­вой вро­де бы тут в тему. Одна­ко мало кто зна­ет, что вопрос про­ли­вов играл важ­ней­шую роль не толь­ко перед Пер­вой миро­вой (в кото­рой Тур­ция участ­во­ва­ла на сто­роне Гер­ма­нии), но и нака­нуне и в пер­вые годы Вто­рой миро­вой. При­чем тогда СССР — у кото­ро­го с Тур­ци­ей были очень хоро­шие отно­ше­ния в 20–30?х годах — опа­сал­ся захва­та про­ли­вов не толь­ко нем­ца­ми, но и англи­ча­на­ми. Лон­дон тогда не про­сто не был нашим союз­ни­ком, но и пла­ни­ро­вал уда­ры по бакин­ским неф­те­про­мыс­лам. Заиг­ры­ва­ние бри­тан­цев с тур­ка­ми оправ­ды­ва­лось жела­ни­ем огра­ни­чить немец­кое вли­я­ние и предот­вра­тить бро­сок Гит­ле­ра к про­ли­вам, но Ста­лин видел в англий­ских пла­нах непо­сред­ствен­ную угро­зу нашей стране. Более того, англий­ская игра с Тур­ци­ей укреп­ля­ла Ста­ли­на в навяз­чи­вой (но дале­ко не бес­поч­вен­ной) мыс­ли о том, что Лон­дон хочет стра­вить нас с Гер­ма­ни­ей, что­бы отвлечь вни­ма­ние Бер­ли­на от коро­лев­ства. То есть англий­ская актив­ность в Тур­ции кос­вен­но спо­соб­ство­ва­ла отвле­че­нию вни­ма­ния Моск­вы от Гер­ма­нии: при­хо­ди­лось исхо­дить из нали­чия сра­зу двух угроз — немец­кой и англий­ской.

К чему вспо­ми­нать это сей­час? К тому, что взве­шен­ная пози­ция Тур­ции, конеч­но, важ­на для Рос­сии, одна­ко актив­ность евро­пей­цев (и осо­бен­но англи­чан) на турец­ком направ­ле­нии все­гда будет насто­ра­жи­вать нас. Пото­му что укра­ин­ский кон­фликт закон­чит­ся, а попыт­ки исполь­зо­вать Тур­цию про­тив Рос­сии не пре­кра­тят­ся. Лон­дон все­гда уде­лял огром­ное вни­ма­ние Стам­бу­лу, а потом Анка­ре — при­чем как в ближ­не­во­сточ­ном аспек­те, так и в целях рабо­ты про­тив Рос­сии. Турец­кие эли­ты име­ют очень тес­ные свя­зи с бри­тан­ски­ми, и, хотя эрдо­га­нов­ская Тур­ция сей­час не хочет в откры­тую тас­кать каш­та­ны из огня для ост­ро­ви­тян, игра Лон­до­на носит стра­те­ги­че­ский харак­тер.

В послед­нее вре­мя все боль­ше вни­ма­ния Запад уде­ля­ет Сред­ней Азии. И США, и Евро­со­юз, и Бри­та­ния пыта­ют­ся нарас­тить свое вли­я­ние в реги­оне. Если рань­ше он вос­при­ни­мал­ся как сфе­ра пре­иму­ще­ствен­но­го рос­сий­ско-китай­ско­го вли­я­ния, то сей­час евро­пей­цы и бри­тан­цы хотят при­вя­зать реги­он к себе: инве­сти­ци­я­ми, тор­го­вы­ми путя­ми, закуп­кой энер­го­ре­сур­сов. Понят­но, что вла­сти Сред­не­ази­ат­ских рес­пуб­лик не хотят рис­ко­вать отно­ше­ни­я­ми с Моск­вой и Пеки­ном ради запад­ных посу­лов, но и отка­зы­вать­ся от сотруд­ни­че­ства с Запа­дом они не соби­ра­ют­ся. Грань тут очень тон­ка: где закан­чи­ва­ет­ся вза­и­мо­вы­год­ная тор­го­во-инве­сти­ци­он­ная сфе­ра и начи­на­ет­ся стра­те­ги­че­ская гео­по­ли­ти­че­ская игра бри­тан­цев и евро­пей­цев?

И вот тут уже очень важ­ны нюан­сы, на кото­рые нель­зя не обра­тить вни­ма­ние. Если Запад для стран Сред­ней Азии откро­вен­но чужой, да и его анти­рос­сий­ские и анти­ки­тай­ские пла­ны ни для кого не сек­рет, то Тур­ция для реги­о­на прак­ти­че­ски своя — по край­ней мере, так гово­рят в Анка­ре. Насе­ле­ние четы­рех из пяти Сред­не­ази­ат­ских стран име­ет тюрк­ские кор­ни, род­ствен­ные язы­ки и близ­кие куль­ту­ры — хоро­шая поч­ва для сбли­же­ния? Тур­ция уже дав­но про­дви­га­ет про­ект инте­гра­ции тюрк­ско­го мира, тюрк­ско­го един­ства — сна­ча­ла куль­тур­но­го (одним из фак­то­ров оту­ре­чи­ва­ния Сред­ней Азии явля­ет­ся ее пере­ход с кирил­ли­цы на лати­ни­цу) , сей­час уже эко­но­ми­че­ско­го, сле­ду­ю­щим шагом — воен­но-поли­ти­че­ско­го. Сред­не­ази­ат­ские рес­пуб­ли­ки вхо­дят в Орга­ни­за­цию тюрк­ских госу­дарств (ОТГ), кото­рая уже начи­на­ет про­во­дить сов­мест­ные воен­ные уче­ния. При всем этом Тур­ция ведет себя в реги­оне доста­точ­но акку­рат­но, ста­ра­ясь не кон­флик­то­вать ни с Рос­си­ей, ни с Кита­ем. Но как гово­рит­ся, есть нюанс.

Англо­сак­сон­ские ана­ли­ти­ки уже не скры­ва­ют того фак­та, что турец­кая «мяг­кая сила» в Сред­ней Азии выгод­на Запа­ду, пото­му что поз­во­ля­ет ослаб­лять зави­си­мость реги­о­на от рус­ских и китай­цев. Но не толь­ко поэто­му — при всей неза­ви­си­мо­сти Тур­ции она оста­ет­ся чле­ном НАТО, а бри­тан­ское вли­я­ние на турец­кую эли­ту не осла­бе­ва­ет, а уси­ли­ва­ет­ся. То есть у «бри­тан­ско­го льва» есть воз­мож­ность исполь­зо­вать рас­ту­щую мощь «турец­ко­го вол­ка» в Сред­ней Азии, пус­кай и не пря­мо сей­час, но в обо­зри­мой сред­не­сроч­ной пер­спек­ти­ве, не при нынеш­нем турец­ком руко­вод­стве, а поз­же, когда к вла­сти могут прий­ти куда менее само­сто­я­тель­ные силы. А это уже насто­я­щий вызов для наших инте­ре­сов на южном и сред­не­ази­ат­ском направ­ле­ни­ях. Рус­ско­му мед­ве­дю такой вари­ант точ­но не понра­вит­ся.

Петр Ако­пов, РИА Ново­сти

У США есть два пути выхо­да из кон­флик­та на Укра­ине – Bloomberg
Гео: Саки
Источник: NEWS-FRONT

Топ

Лента новостей